UA

"Через неделю Еленовку сожгли": водители Help People пережили плен и ракетный удар, но до сих пор эвакуируют людей

Читати українською

Читати українською
"Через неделю Еленовку сожгли": водители Help People пережили плен и ракетный удар, но до сих пор эвакуируют людей
Спасают жизни людей, рискуя собственными

Водители попали в плен во время эвакуационного рейса из Мариуполя. Их буквально выкупили из плена, а через неделю Еленовку сожгли. Они пытались заезжать на оккупированные территории через Васильевку – и попали под ракетный удар. Эти жуткие истории не остановили ГО Help People. И каждый раз, натыкаясь на преграды, волонтеры находили пути эвакуации людей из оккупации. И вывозят людей до сих пор.

О том, как это удается общественной организации, Информатору рассказал глава ОО Алексей Воронин.

 

В течение первого месяца войны из Мариуполя было больше всего запросов на эвакуацию. Проехать туда было не так уж просто, для этого преодолевали 29 вражеских КПП. Водители везли туда "гуманитарку", там забирали желающих уехать и эвакуировали их в тыл.

Во время одного из таких рейсов рулевых взяли в плен. Ехала колонна из 10 автомобилей, из них четыре принадлежали ГО Help People.

"На одном из первых блокпостов их остановили. Начали проверять. Все было окей, но у одного из водителей нашли чек-квитанцию с предыдущего рейса, что он покупал либо какой-то прибор ночного видения, либо тепловизор. Они увидели эту квитанцию и арестовали всю колонну. Автомобили забрали".

Водителей поместили в тюрьму в печально известной Еленовке. Команде потребовалось около 100 дней, чтобы вернуть их домой. Алексей пообщался с водителями после их освобождения, и вот, что он рассказал об условиях содержания в камере.

"Ситуация разная. Например, держали в камере первые 30 дней. Было три камеры: в одной держат ВСУ, в другой – полицейских, в третьей – волонтеров. Условия одинаковы:

  • одна буханка хлеба в день
  • одна 5-литровая баклажка воды в день. Та же самая, в которую они утром ходили в туалет
  • если ты не кричишь "Ахмат-сила", тебя выводят на разговор поговорить
  • в камере площадью в 12 квадратных метров держали 40 человек”.

По словам Алексея, водители слышали, как плакали мужчины в соседних камерах, и страх был безусловен. Заключенных подвергали психологическому и физическому воздействию. Кто-то вернулся без зубов. Использовали различные методы, максимально негуманные. А после первого месяца пребывания пленных поместили в СИЗО, и там было немножко проще. Их выводили на улицу, но все равно – держали, как в тюрьме.

Как спасали водителей

Команда вела переговоры. Предлагала деньги. Сначала оккупанты отказывались, но потом с ними получилось договориться. Цена вопроса - от 500 до 1500 долларов за одну жизнь. Глава организации сообщил, что действовали не на прямую, а через знакомых. Кто именно получал деньги - неизвестно, главное - результат.

Выпустили 4 человека, потом - 6-7, а потом решили ”выкупить” всех, кто находился с ними в камере, ведь уже имели опыт удачного сотрудничества (произнося эти слова, Алексей жестами намекает на взятку, за которую захватчики соглашались отдавать волонтеров). На тот момент оставалось около 40 человек. Их освободили - выехали и волонтеры ГО Help People, и другие.

"А через неделю Еленовку сожгли. Неделю бы подождали - и не успели”.

Требования к перевозкам

Среди пленных волонтеров, которых удалось освободить, – водитель Богдан. По словам Алексея, он до сих пор возит людей. Богдан - эксвоенный и ушел на фронт еще в 2014 году. Мужчина удивляется тому, что его не идентифицировали. Если бы в плену узнали о его военной службе – смертной казни не избежал бы. Он рассказал Алексею, что пленных допрашивали российские спецслужбы. Вообще русские в этой преступной структуре считались элитой. Часовыми обычно были чеченцы. И даже среди 29 пропускных пунктов вначале стояли они. Далее - "ДНРовцы". Именно они и арестовали водителей. Алексей описывает их внешность как характерную для людей из мест лишения свободы. "ДНРовцы" в лес выводили задержанных и вместе с чеченцами на блокпостах считались самыми негуманными. А российская армия стояла ближе к Мариуполю и была лояльнее.

В первые месяцы водители заезжали с волонтерскими пропусками как гуманитарная миссия. ГО пыталась скопировать модель "Красного Креста", ведь их клиент – это человек, который нуждается в помощи. Кстати, денег за свои услуги не брали. Алексея особенно возмущает то, что в Мариуполе уже к тому времени были мошенники, которые брали деньги за вывоз, и исчезали. Возможно, поэтому люди удивлялись бесплатной эвакуации.

После того, как водители были захвачены, организация начала более тщательно готовить своих водителей. Например, они должны были иметь локальную прописку и номера местной регистрации. Говорить, что едут к куму/брату/свату/ родственнику, потому что тот попросил передать гуманитарную помощь. Для этого имели заранее подготовленный скрипт, по которому и отвечали на блокпостах. "К кому едешь? Какой адрес? Как там выглядит дом? Какая в этом доме есть кафешка, ресторанчик, магазинчик?"- неправильные ответы на эти вопросы или их отсутствие провоцировали подозрение и могли привести к аресту. Враг проверял телефоны, поэтому водители заблаговременно удаляли все фото.

Пользовались только Iphone - из соображений безопасности. Алексей рассказал, что на них была включена функция отслеживания. Это позволяло установить местонахождение водителя, если он потеряется где-то. Телефоны могли быть с прослушками. Этому организацию научила британская разведка.

Со временем, когда оккупация усилилась, враг начал требовать транспортную лицензию на перевозку людей. Но и это не останавливало организацию, пока россияне не ударили ракетой С-300 по гуманитарному коридору в Васильевке.

Рятучи чужі життя, водії ризикують власним
Спасая чужие жизни, водители рискуют собственным

Теракт в Васильевке

В очереди по гуманитарному коридору стояли две машины ГО Help People. В результате ракетного удара 8 пассажиров погибли. Водители выжили, но получили ранения. У одного разорвана брюшная полость, состояние другого – за рулем была женщина – было немного лучше. После этого волонтеры больше не заезжали туда собственным транспортом. И пару месяцев настраивали систему вывоза людей через сеть волонтеров, которые оставались в оккупации.

"До сих пор есть люди, которые вывозят через всю территорию рф в беларусь. Есть несколько пунктов пропусков, я их не буду называть, но они работают. И мы можем через границу перевозить наших граждан”.

Как сейчас вывозят людей из оккупации

Многие детали волонтер не может рассказать, ведь операция сверхсложная, и огласка поставит миссию под угрозу. Помогают не только украинцы, которые остались в оккупации, но и россияне. Они могут оплатить определенный этап – например, заправку, потому что перечислять средства на ту сторону организация по понятным причинам не может.

Прием заявок и согласование дальнейших действий происходит через координационный центр. Там подсказывают, куда ехать, кого подбирать и что брать с собой. Алексей говорит, что девушки, которые работают в Координационном центре, – как психологи потому, что у людей есть много сомнений и убеждений: действительно ли в Украине можно жить? Не оккупировали всю территорию? Последствия работы пропаганды на оккупированных территориях.

Люди, которые выезжают из Крыма, движутся по Крымскому мосту. Далее через ростов-на-дону, до беларуси, а там уже есть несколько пунктов пересечения границы. Такие же пункты есть в Сумской области и на Западной Украине.

"Договариваемся и с российской, и с украинской стороной. Договариваемся, чтобы люди переходили границу. Все это происходит на неофициальном уровне. Наверное, поэтому это нам и удается”.

До порятунку залучають і власні сили, і ресурси небайдужих людей
К спасению привлекают и собственные силы, и ресурсы неравнодушных людей

В Украине организация имеет партнеров, которые предоставляют убежища переселенцам. Например, "Твоя опора” или "Каритас". Интересно, что имея возможность выехать за границу (волонтеры “запартнерились” и с иностранными организациями, поэтому предоставляют убежище там), люди все равно отдают предпочтение Украине. Объясняют это так: многие из тех, кто уехал в Европу, сталкиваются с трудностями: у кого-то это языковой барьер, у кого-то - поиск работы, у кого-то - проблема с ассимиляцией. Поэтому, побыв там несколько месяцев и пережив “горячую фазу”, люди возвращаются на родные земли – по неофициальному исследованию ГО Help People, более половины.

Но есть важный нюанс – работают только с гражданами, у которых есть украинские паспорта. Если человек потерял или утратил его, организация пытается помочь с восстановлением. По словам Алексея, им необходимо убедиться в том, что это украинка или украинец, а не агент. И это проверяется сразу в разговоре по телефону. Заезжая в Украину, человек идет на пункт фильтрации.

"Потому что в первые месяцы войны было разное. И бабульки были, которые возили с собой в торбах взрывчатку – разные истории были”.

Организация сотрудничает с СБУ и соответствующими органами. В пункте фильтрации человека регистрируют как ВПЛ. Уже там есть возможность получить поддержку от государства - 2 тысячи грн.

"Очень большая работа с людьми идет. Объясняем им, что все нормально, здесь можно жить, есть приют, мы позаботимся, все это бесплатно. И люди приезжают. И потом такие благодарности! Плачут люди и очень рады, что хоть неделю-две на выезд потратили, но они очень счастливы из-за этого”.

Напомним, в Днепре работает хаб ГО Help People. Здесь люди, которых удалось вывести, могут найти себе убежище на первые дни. Впрочем, эвакуация - не единственное направление работы организации. Мы уже писали о том, как волонтеры возвращают в Украину депортированных детей. Рассказывали подробнее и о том, как организация начала свою работу и работает на протяжении войны. Также мы брали интервью у переселенца, которому удалось уехать из оккупированного города.

Фото, видео: Дмитрий Плаксин

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.